У вас есть своя франшиза?

Добавить франшизу
Магазин франшиз «Этикетка»

Добро пожаловать в магазин франшиз «Этикетка»

Наша компания уже 12 лет работает для вас на рынке франчайзинга.
Критерии нашей работы — благодарности наших клиентов!

Выбор франшизы
Главная » Открытие собственного бизнеса

Бизнес-план: реалистичный расчет вашего бизнеса

 

Предприниматели платят большие деньги, кто может составить реально работающий план, учитывающий специфику их деятельности. Это основа успеха предприятия. Это детальная инструкция, что и в какой период делать. Это расчет доходов и расходов за определенный период. Это конкретика, которой так не хватает начинающему бизнесмену.

 

Что такое бизнес-план

Бизнес-план – это маленькая диссертация, пошаговая инструкция, которая определяет все этапы работы по запуску своего бизнеса. Составить идеальный бизнес-план – такое руководство к действию, которым сможет воспользоваться посторонний человек, не знакомый со спецификой данного дела. Но прежде всего – это документ, полезный в первую очередь самому бизнесмену. Он содержит детальный расчет затрат, определяет глобальные, локальные цели и все шаги по их реализации.

Для кого пишется бизнес-план:

  • для кредитной организации
  • для инвесторов
  • для команды единомышленников, которая будет воплощать проект в жизнь (пусть они видят конкретные цели и задачи).

Но в первую очередь бизнес-план необходимо составить самому предпринимателю. Очень часто бизнес = скорость, разрабатывать стратегию после запуска проекта будет некогда. Самые важные вопросы лучше решить для себя именно на этапе составления документа.

Важно помнить! Хороший бизнес-план составит только предприниматель, имеющий практический опыт. Что делать новичку? Воспользоваться чужой схемой из Интернета? Возможно. Но вряд ли найдется в сети бесплатный документ, учитывающий нюансы чужого дела: опыт работы начинающего предпринимателя, реальный расчет цен, конкуренцию местного масштаба и другие особенности конкретного региона. Можно взять чужую разработку как схему, но наполнить ее своим содержанием.

 

Структура бизнес-плана

Какие вопросы задает себе начинающий бизнесмен?

  • зачем все это нужно;
  • где я буду искать клиентов (поставщиков, работников, менеджеров), как строить с ними отношения;
  • нужна ли мне реклама, как составить маркетинговый план;
  • как произвести расчет эффективности моего бизнеса, по каким параметрам;
  • сколько денег я потрачу на ремонт помещения, закупку оборудования и материалов;
  • какую прибыль я получу.

Ответы на все эти вопросы – и есть структура бизнес-плана. Классический документ включает 8 разделов:

  1. Вступление.
  2. Анализ рыночного спроса.
  3. Подробное описание собственного продукта и его конкурентных преимуществ.
  4. Маркетинговые шаги.
  5. Нюансы производства и технологии.
  6. Вопросы найма и управления персоналом.
  7. Расчет финансовых показателей: прибыли, рентабельности, точки безубыточности.
  8. Оценка риска.

 

Бизнес-план поэтапно: с чего начать

В таблице, приведенной ниже, дается краткая характеристика каждого раздела, но заполнять их по порядку нет необходимости. Начать можно с любого блока, главное – начать работу, детализировать свои рассуждения, подкреплять их расчетами, цифрами и не выпускать из поля зрения другие разделы.

1. Вступительная часть Эту часть еще называют деловым резюме и рекомендуют заполнять в самом конце, когда картина будущего бизнеса становится вполне ясной. В таком совете есть свой резон: те, кто будет изучать план (инвесторы, кредиторы) начнут именно с резюме. Если оно будет написано плохо (туманно, запутанно, неясно), план не вызовет доверия — никто не будет читать дальше.
2. Анализ ситуации на рынке

В этом блоке необходимо получить ответы на вопросы:

  • насколько широко представлен товар или услуга на рынке
  • будет ли на нее спрос
  • кто именно выступит в роли клиента.
3. Характеристики товара и его конкурентные преимущества

Описание продукта:

  • что именно будет продаваться и в какой форме
  • а что покупатель должен заплатить деньги.
4. Производственная часть

Детальные характеристики этапов производства: 

  • конкретные шаги по аренде и подготовке помещения
  • закупка, установка оборудования
  • упаковка товара
  • организация call-центра

и т. п.

Сюда можно включить и вопросы выбора организационно-правовой формы: что создавать — ООО или ИП, какую выбрать систему налогообложения, какой вид экономической деятельности предпочесть.

5. Наемные сотрудники

Очень важный блок, требующий детальной проработки. Он позволяет ответить на вопросы: какую часть полномочий делегировать, кому и на каких условиях. Здесь важно понимать две вещи:

  1. наемный сотрудник делает то, что ему говорит руководитель, в рамках заключенного договора; отсюда – вывод: следует сразу составить договор с сотрудником, четко определить круг его обязанностей;
  2. наемным сотрудникам требуется платить зарплату независимо от того, как идут дела, кроме того, нужно регулярно платить за них налоги; в силу этого, желательно обойтись минимальным количеством привлеченных рабочих рук на начальном этапе либо же урегулировать вопросы, связанные с оплатой труда и делегированием полномочий, еще на этапе бизнес-плана.
6. Реклама Для каждого бизнеса уместна своя рекламная стратегия. Необходимо проанализировать доступные виды рекламы в рамках наличного бюджета, отобрать несколько «сильных» вариантов и составить маркетинговый план. Иногда разумно запускать рекламу задолго до запуска самого проекта.
7. Доходы и расходы

Эта финансовая часть документа содержит финансовый расчет и обычно оформляется в виде таблицы. Очень важно привязать ее к временному интервалу (неделе, месяцу, кварталу, году). Здесь важен расчет 3-х параметров:

  • прибыли,
  • рентабельности,
  • точки безубыточности

(подробная характеристика этих показателей — ниже).

8. Прогноз рисков У начинающих предпринимателей обычно радужное настроение, они забывают об этом важном блоке. Не стоит его игнорировать. Разумнее – составить полное представление о будущем бизнесе с учетом «подводных» камней. Ответственно относясь к анализу форс-мажорных ситуаций, можно избежать в дальнейшем крупных неприятностей.

 

Рентабельность и прибыль как показатели экономической эффективности

Прибыль — математический расчет разницы между полученными и потраченными суммами за определенный период. Начинающий бизнесмен склонен преувеличивать прибыль, бизнес-план — способен показать реальные цифры.

Важно! Прибыль — не только разница между себестоимостью товара и ценой его реализации. Прибыль — это та сумма, которая остается после вычета всех расходов (на закупку, аренду, транспортировку, зарплату сотрудникам, налоги). В силу этого прибыль может быть как положительная, так и отрицательная. Отрицательная прибыль в первые месяцы работы – это норма.

Рентабельность. Интуитивно рентабельный бизнес расценивается как такой, который приносит доход. В отличие от прибыли, рентабельность — относительный экономический показатель, ее расчет учитывает множество факторов. Говоря простыми словами: если одно предприятие на получение прибыли в 1 000 000 рублей использует труд 50 человек, а другое — труд 30-ти человек при прочих равных условиях, то рентабельность второго предприятия выше.

Точка безубыточности – тот период времени от начала запуска бизнеса, за который доходы от предприятия сравняются с затратами, и предприятие начнет работать «в ноль». Для мелкого бизнеса оптимальный показатель должен составить 3-8 месяцев.

 

 

Сравнение бизнес-планов на примере организации пасеки и открытия интернет-магазина по продаже продуктов пчеловодства

У каждой области своя специфика, расчет бизнес-плана должен ее учитывать. Производство предполагает значительные материальные затраты, продажи – эффективную маркетинговую стратегию. И тот,  другой бизнес проходят свои периоды становления. На примере родственных продуктов покажем разницу между бизнес-планами в сфере производства и реализации.

Сбор меда

(производственная сфера)

Открытие интернет-магазина по продаже продуктов пчеловодства 

(сфера продаж)

I раздел

(общие цели)

Мед – полезный натуральный продукт, известный на Руси больше тысячи лет. Реклама здорового образа жизни привела к тому, что натуральные продукты стали ценить и покупать больше. Это товар, который не залежится. Интернет-продажи – выгодный бизнес. Не все ниши в нем заполнены. Интернет-бизнес не требует существенных вливаний, но может приносить приличный доход при правильной организации.

II раздел

(анализ спроса и предложения)

Если пасека находится в благоприятном для сбора меда регионе, значит, она здесь не одна. Следовательно, более выгодно – производить мед на месте, а продавать — в другом регионе. Будет ли интернет-магазин работать на определенный город или на всю страну? Является ли товар известным покупателю, или это новинка, выгоды которой придется долго объяснять? Кто будет поставлять товар? Желательно дать ответы на эти вопросы.

III раздел

(характеристики товара)

Подать заявку

Необходимо ответить на вопросы: будет мед продаваться оптом в конце сезона или распродаваться мелкими партиями в течение года. От этого будет зависеть выбор тары и упаковки.

Объектами для продажи может выступать сам мед, сладости, изготовленные на его основе, эксклюзивные свечи из воска, лечебный прополис, а также продукция, необходимая пчеловодам: литература, улики, специализированная одежда. Желательно осветить такие вопросы:

  • какой продукт востребован на рынке и не требует специального продвижения
  • почему покупать у меня будет выгоднее, чем в другом магазине
  • смогу ли я наладить продажи без наличия склада и штата наемных сотрудников?

Без серьезного анализа и исследования не обойтись.

IV раздел

(организационные вопросы)

Выбор места для пасеки, закупка ульев, пчелиных семей, оборудования. Поскольку пасека обычно находится за городом, следует продумать вопросы транспортировки.

В этом разделе полезно очертить следующий круг вопросов:

  • выбор площадки, на которой лучше разместить виртуальную точку продаж, создание сайта
  • поиск поставщиков товара
  • обратная связь с покупателем
  • доставка.

V раздел

(работники по найму)

При небольших объемах наемные сотрудники не нужны или можно привлечь их на разовое выполнение работы. На начальном этапе можно обойтись без сотрудников, однако в дальнейшем лучше делегировать полномочия бухгалтеру, консультанту на телефоне, контент-менеджеру, службе доставки

VI раздел

(маркетинговая компания)

Рекламировать мед есть смысл в том случае, если его очень много или продать его нужно быстро. Когда речь идет о небольшой пасеке, глобальная реклама не нужна – продукт будет хорошо продаваться в течение года. Лучшей рекламой в данном случае является качество продукта. Реклама – один из важнейших разделов в сфере интернет-продаж, от нее зависит 80% успеха. Следует составить план для этого раздела как можно более детально.

VII раздел

(затраты и прибыль)

Затраты на пасеку довольно скромные, в основном исчисляются не в рублях, а в наличии свободного времени.

Примерный план затрат (в год):

  1. Улья (20 шт.) – 400 $
  2. Пчелы (20 семей) – 800 $
  3. Инструменты и инвентарь – 200 $.

ИТОГО: 1400 $.

Примерный план доходов

  1. Мед (600 кг) —  2000 $
  2. Побочные продукты – 500 $.

ИТОГО: 2500 $.

Прибыль: 1100$ (за год).

Важно! Цены значительно отличаются по регионам.

Затраты на интернет-магазин неочевидны, но они есть. В первую очередь это создание сайта и реклама.

Примерный план затрат (в месяц):

  1. Разработка и запуск сайта – 200 $
  2. Закупка партии товара – 1000 $
  3. Покупка компьютера и ПО, организация рабочего места — 200$.
  4. Рекламное продвижение – 250$.

ИТОГО: 1650 $.

Примерный план доходов

1.Реализация товара —  1500 $

ИТОГО: 1500 $.

Прибыль: -150 $ (за месяц). 

Расчет цен не зависит от региона, но зависит от выбора провайдера, площадки, поставщика, вида рекламы и т. д. По возможности, их регулируют в меньшую сторону.

VIII раздел

(риски)

Болезнь пчел – один из главных рисков пчеловода. Главный риск – нет клиентов, товар не востребован или клиенты не знают о нем. Необходимо поработать над ассортиментом, продвижением сайта, маркетинговой стратегией.

 

Обучающее видео: Инструкция, как расчитать рентабельный бизнес план

 

Как составить реальный бизнес-план: полезные советы

  1. Детальный план – это плюс, но не стоит шлифовать скрупулезно каждую букву. Стоит помнить о том, что это все-таки план и предусмотреть каждую мелочь в нем невозможно. Жизнь внесет свои коррективы даже в идеальный документ, составленный по всем правилам.
  2. Для составления плана необходимо использовать реальные расчеты и цифры. Если это покупка мебели, стоит позвонить в несколько магазинов и узнать цены. Если услуги курьерской службы – опросить 3-4 компании об условиях и расценках. Реклама в Интернете? Составить детальный перечень маркетинговых ходов, узнать конкретные способы продвижения, сравнить их эффективность и стоимость. При анализе рынка – воспользоваться доступной статистикой, самостоятельно провести опрос или анкетирование среди потенциальных клиентов.
  3. Практически любому бизнесу требуется период раскрутки. Не стоит закладывать в бизнес-плане расходы по максимуму. Опытный бизнесмен открывает точку с расчетом на небольшой объем продаж и услуг, как пробный вариант. Лучше расширять бизнес по мере получения прибыли, чем потратить все наличные средства на ремонт и съем дорогого помещения, супердорогую рекламу — и остаться без зарплаты себе и своим сотрудникам.

Важно! Занимайтесь тем, в чем вы хорошо разбираетесь. А если не разбираетесь, готовьтесь разобраться детально и въедливо. Максимум полезной информации – 75% успеха. 

  

Выводы и заключения

Бизнес-план помогает расчитать, какой доход будет приносить бизнес, а главное, сколько месяцев должно пройти, прежде чем деятельность начнет приносить прибыль. Бизнес-план — не только предполагаемые доходы и расходы, но и психологический портрет будущего клиента, нюансы рекламной компании, вопросы управления персоналом. Это подвижная система, которая учитывает развитие бизнеса за определенный период. Написать хороший план трудно, но необходимо. Реалистичный документ станет надежным фундаментом бизнеса – или позволит вовремя отказаться от ненадежной идеи.

 

 

Наверх